Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова работает над созданием и усовершенствованием электро-насосного агрегата. Проект выполняется в рамках Постановления Правительства РФ №218 (от 9 апреля 2010 года).
На бортовую исполнительную автоматику летательных аппаратов возлагают различные вспомогательные и служебные функции, от которых зависит устойчивая работоспособность техники в целом. К такому типу оборудования относятся и электронасосные агрегаты (ЭНА). В авиационной технике они могут использоваться в качестве основного топливного насоса или насоса дополнительной подкачки топлива; в ракетно-космической технике – в жидкостных системах терморегулирования для перераспределения тепловых потоков на борту космических аппаратов. К ЭНА предъявляется совокупность высоких требований, ключевыми из них становятся высокая удельная производительность, надежность и отказоустойчивость системы.
Благодаря финансированию по ПП №218 был разработан и изготовлен электронасосный агрегат. Он обладает малыми габаритами, высокими показателями надежности и ресурса, низким уровнем виброактивности, система управления изготовлена полностью из отечественных комплектующих. «На фоне аналогов наш образец, наряду с крайне удачной конструкцией электронасоса, выделяется его совершенной системой управления, – поясняет Олег Широбоков, Ответственный исполнитель проекта и младший научный сотрудник НИЛ РИМС, – она построена на базе радиационностойкого отечественного программируемого микроконтроллера и реализует различные отказоустойчивые режимы управления электронасосом, широкий канал телеметрии. Также обеспечивает диагностику и прогнозирование технического состояния электронасоса с применением методов искусственного интеллекта (нейросетей). Нейросети точно оценивают состояние агрегата и дают достоверную информацию, позволяющую оператору на земле (либо бортовой системе автономно) принять необходимое решение о переключении на резервные режимы работы».
В ближайшие три года ожидается выполнение работ по присвоению квалификации летного образца, экспериментальных работ в составе космического аппарата с постановкой на серийное производство в интересах АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва. При выполнении работы были достигнуты все показатели проекта, опубликовано более 10 научных статей в журналах ВАК и Scopus, подготовлено и подано на регистрацию шесть результатов интеллектуальной деятельности, из них по пяти получены свидетельства.