Top.Mail.Ru

Детская мечта воплотилась в реальность

100118Borisenko 10

- Андрей Иванович, спасибо, что согласились дать нам интервью. Поздравляем вас с профессиональным праздником, со Всемирным Днем космонавтики и авиации. Расскажите, как Вы решили стать космонавтом и в итоге стали им? Это была Ваша детская мечта?

- Действительно, это была моя мечта с детства. И, наверное, ничего удивительного здесь нет, потому что родился я 1964 г. А тогда космонавты пользовались большой известностью. Были сообщения в газетах и по ТВ, каждый старт очень широко освещался. Поэтому очень многие советские мальчишки и девчонки говорили, что хотят стать космонавтами. И от своих друзей я тоже это слышал. Просто у меня путь в космонавтику пошел несколько необычно − благодаря величайшему искусству под названием «кино». Когда я учился во 2-м классе, вышел фильм «Укрощение огня». Он настолько интересно был снят, столь ярко была показана жизнь главных героев − создателей ракетно-космической техники, что мне захотелось тогда стать причастным к этому. Чтобы я тоже мог быть среди тех, кого показывают на экранах. После такого эмоционального заряда в сторону космической профессии, мне случайным образом стали часто попадать в руки книги научной фантастики. Такие книги были тогда большой редкостью. Сама судьба давала мне возможность понемножку читать эти произведения, которые захватывали всё мое внимание. И ментально у меня всё время сохранялось это желание стать космонавтом, увидеть своими глазами новые планеты, побороться с космическими чудищами. И так происходило на протяжении всей учебы в школе. Потихоньку формировалось серьёзное желание заниматься именно этой профессией.

Надо понимать: если ты хочешь стать космонавтом, ты должен хорошо учиться в школе (в приоритете должны быть не оценки, а знания), точным техническим наукам (физика, математика и др.) нужно уделять особое внимание, должно быть хорошее здоровье, надо заниматься спортом, уважать старших. Раз сказал, что «да» я хочу стать космонавтом, значит давай, готовься!

Затем уже в 8-м классе, я увидел объявления о наборе в юношеский клуб космонавтики им. Г.С. Титова и сразу туда пошел заниматься. Это стало второй отправной точкой, которая утвердила меня в понимании того, что такое профессия космонавта, и в желании осуществить эту мечту. В клубе нас по-настоящему на уровне доступном для детей учили основам астрофизики, астрономии, метеорологии, теории полёта, аэродинамики. Но самое главное – там я познакомился с настоящими космонавтами, например, с Г. М. Гречко, который приходил к нам на встречи. Именно общение с такими людьми дало мне возможность убедиться в том, что это мой путь, по которому я пойду что бы ни случилось. Одновременно я понял, куда мне нужно идти учиться – в нынешний БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. Стало понятно, как нужно строить верную траекторию для того, чтобы в итоге она привела меня в специальность.

- Вы так долго мечтали о покорении космоса, когда в первый раз полетели на орбиту, какими были Ваши ощущения?

- Я не просто долго об этом мечтал, сам путь оказался очень сложным для меня. Окончив «ВОЕНМЕХ» я два года отработал в Санкт-Петербурге и перевелся в ракетно-космическую корпорацию «Энергия». В 1992 г. подал заявление в отряд космонавтов. Когда проходил медицинскую комиссию, благополучно её провалил. Я посоветовался со знакомыми врачами, и они подсказали, какой объём обследований нужно провести для того, чтобы подтвердить свою годность. Но предупредили, что на это уйдёт много лет. Последующие десять лет я и занимался тем, что подтверждал готовность стать космонавтом. И только в 2002 г. получил медицинский допуск. За это время я занимался работой в «Энергии», прямой пилотированной космонавтикой, работал в центре управления полётами и прошел все ступеньки: от инженера до смены руководителя полётов орбитального комплекса «Мир». Я смог увидеть всю нашу пилотированную космонавтику изнутри. Было четкое понимание всех этих издержек и рисков, которые несёт наша профессия. И чем дальше я работал, тем больше хотелось дойти до конечной точки, попасть в отряд космонавтов. В 2003 г. я был зачислен в этот отряд и начал подготовку. Вообще, от момента поступления в отряд космонавтов до выполнения первого космического полета у космонавтов проходит 6-8 лет. Ребята, которые сейчас начали летать, прошли 10 лет подготовки. И при этом не все космонавты, которые прошли весь курс подготовки, полетят в космос. Примерно 35% космонавтов за всю историю, которые были отобраны, так и не полетели, по независящим от них причинам. А что испытывает космонавт, когда первый и последующий разы летит в космос, в двух словах сказать не получится. Это и эйфория, и восторг, и совершенно невообразимые ощущения, которые наваливаются в этот момент на любого космонавта.

- Вы сейчас уже не летаете в космос и работаете преподавателем в Инженерно-космической школе им. Г.М. Гречко. Как появился этот проект?

- Я немножко уточню, я работаю в двух местах, первое место -  центр подготовки космонавтов «Звездный городок». Я продолжаю здесь работать в качестве инженера и ведущего специалиста. Занимаюсь подготовкой новых экипажей, вопросами отработки новой техники и многими другими проблемами, связанными именно с полетами. На второй своей работе я являюсь доцентом кафедры ракетостроения «ВОЕНМЕХа». Конечно, я не мог пройти мимо нашей молодёжной космической школы, открытие которой совпало с моим приходом в университет, поэтому с первых моментов участвую в её судьбе.  Идея создания этой школы витала в воздухе и одновременно пришла в голову и руководству вуза, и его выпускникам. Практика показывает, что главным критерием успешности человека в профессии, есть и должен быть его интерес к этому роду деятельности. И для того, чтобы к нам приходили именно мотивированные ребята, мы решили, что нужно дать возможность им попробовать себя в нашей специальной школе. Мы даём знания не только основ по ракетно-космическим темам, у нас есть занятия, связанные с освоением знаний о строении Солнечной системы, физики планет. Считаем, что человек, который собирается быть разработчиком ракетно-космической техники, должен понимать, куда полетят его изделия. Передаем знания и по истории космонавтики, ракетной технике, по текущей программе в части физики и математики. Обучаем ребят 8-10-ых классов. Мы уверенны, что любой молодой человек может так сильно загореться космической профессией, желанием создавать ракетно-космическую технику, что у него хватит сил и желания, целеустремленности, подтянуть себя с нашей помощью до того уровня, который необходим для обучения в нашем институте в будущем.

- У вас в школе есть как обычные предметы, так и более направленные, специализированные, как ученики со всем этим справляются?

- Надо понимать, что в основном наша школа учит творческому подходу к решению задач. Наши обучающиеся уже знают, что любая серьёзная задача имеет по меньшей мере несколько решений, и все из них правильные, даже если расходятся с теорией, которая указана в учебнике, главное - конечный результат. Для меня самое важное заставить ребят думать в определённой области, применяя весь тот объём знаний, который у них есть. Например, на крайнем занятии я предложил ребятам разделиться на творческие группы по 3-4 человека и поставил перед ними задачу: «у нас есть планета Луна, составьте проект ее планетарной базы, с учётом того, что там должно жить 6 человек с автономностью 30 суток». Те проекты, которые они представили были очень своеобразные, но объяснения, почему они в проекте сделали вот так, а не иначе, были все в рамках здравого смысла. Базу они, конечно, не построили, но я всем выставил отличные оценки, именно из-за их творческого подхода к методам решения данной задачи.

- У вас в прошлом году был набор учащихся. Как он проходил?

- Мы видим, что та модель дальнейшего развития нашей школы, которую мы изначально предполагали вполне себя оправдывает. Большая часть ребят, пришедших к нам на обучение, продолжает целенаправленно ходить на занятия, внимательно слушает, хорошо воспринимает материал. У четверти ребят как горели глаза на поступлении в школу, так и продолжают гореть до сих пор. Я думаю, что они, действительно, поступят к нам в университет и станут отличными студентами, а затем  ̶  прекрасными специалистами.

- У Вас уже заканчивается нынешний набор, а следующий вы запускаете этим летом. Есть какие-то требования к будущим участникам?

- Требования, конечно, есть. Это хорошее владение физикой и математикой в объёме средней школы, Но система приема у нас достаточно гибкая. Если претендент не сдаст экзамен, но у него будет огромное желание учиться здесь, будем идти навстречу. Практика показывает, что иногда эта практика здорово работает, и мы получаем отличного специалиста в будущем.

- Спасибо большое за интервью, у меня последний вопрос: что Вы пожелаете нашим читателям?

- Я хочу пожелать, то, что считаю самым важным - найти своё место. Не только с точки зрения комфортного обустройства в жизни. Важнее отыскать дело своей жизни, то, которым бы ты занимался с профессиональным удовольствием. Чтобы твоё дело было для тебя и хобби, и любимая работа. Тогда какую профессию вы бы не выбрали, у вас огромный шанс стать одним из ведущих специалистов в своей области, а значит востребованным на рынке труда и обеспеченным человеком. А это рождает удовлетворение от самой жизни.  

Со статьей о космонавте А.И. Борисенко можно также ознакомиться по этой ссылке.

Интервью представлено газетой «НИКАНОР», гл. редактор Е.А. Гидревич, авторы статьи В.А. Корнилова, А.А. Китова, при  поддержке А.Н. Никулиной

ГБПОУ Некрасовский педагогический колледж №1.

х
1 этаж ГлКорп
2 этаж ГлКорп
3 этаж ГлКорп
4 этаж ГлКорп
1 этаж УЛК
2 этаж УЛК
3 этаж УЛК
4 этаж УЛК
5 этаж УЛК