Top.Mail.Ru

Арутюн Кивирян стал шестым выпускником Военмеха в отряде космонавтов

arutyun kiviryan graduate of voenmeh 2

27 января 2021 года вступило в силу решение Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций. По итогам открытого конкурса Комиссия рекомендовала ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» назначить на должности кандидатов в космонавты-испытатели Отряда космонавтов Роскосмоса четырех человек, среди которых Арутюн Кивирян, выпускник нашего университета 2015 года.

Арутюн Кивирян в 2015 году успешно завершил обучение на кафедре «Ракетостроение» БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. Свой дипломный проект он защитил в РКК «Энергия» им. С. П. Королева, получив оценку «отлично», а затем в течение пяти лет работал в летно-испытательном отделе корпорации. Принимал участие в испытаниях перспективных пилотируемых космических комплексов в составе представителей летно-испытательного отдела, в разработке и экспертной оценке элементов и систем перспективных пилотируемых космических аппаратов, а также оборудования, снаряжения и элементов тренажно-стендовой базы ОАО «РКК «Энергия» и смежных организаций.

Арутюн постоянно участвовал в различных экспериментах, проводимых в Институте медико-биологических проблем (ИМБП). В 2017 году он стал кандидатом в экипаж 17-суточной изоляции (проект «SIRIUS-17»), а в 2018 году был кандидатом на участие в эксперименте 21-дневной сухой иммерсии в ИМБП.

11 декабря 2017 года Арутюн подал документы для участия в наборе в отряд космонавтов 2018 года. Тогда он успешно прошел все стадии отбора, но полностью завершил этот, предварительный, этап в конце 2020 года.

И вот ‒ зачисление в отряд космонавтов, где до него готовились к своим космическим полетам выпускники Военмеха Георгий Гречко, Сергей Крикалев, Андрей Борисенко, Иван Вагнер, где Екатерина Иванова тренировалась в качестве дублера космонавта Светланы Савицкой. Пожелаем Арутюну Кивиряну удачи на этом трудном пути, успешного прохождения всех этапов космической подготовки и старта в просторы Вселенной!

Можно было бы много написать о Кивиряне, ‒ каким именно он был студентом, вспомнить какие-то смешные случаи, ‒ но нам показалось куда интереснее выслушать его самого. В 2016 году к юбилею кафедры «Ракетостроение» вышла книга «Школа главных конструкторов», где своими воспоминаниями о кафедре делились ее выпускники – и знаменитые конструкторы, космонавты, руководители производства, и те, кто лишь недавно получили дипломы Военмеха. Среди авторов был и Арутюн, поэтому мы охотно предоставляем слово ему:

«В моей институтской, точнее, кафедральной жизни было очень много интересных моментов, есть что вспомнить, и это – одни из лучших моих воспоминаний. Наиболее яркие из них, которые часто я сам припоминаю, и постараюсь рассказать.

Нет на нашей кафедре простых предметов, и сдача каждого становится испытанием, преодоление которого порождает различные ситуации, в том числе и очень запоминающиеся.

Первый кафедральный предмет «Основы РКТ» (насколько я помню, он назывался так) я сдавал Станиславу Николаевичу Ельцину. Сказать честно, не с первого раза, но мне очень хорошо запомнилось: когда Станислав Николаевич взял мою зачетку и увидел там тройки, он спросил: «Кивирян, Вы же вроде бы хорошо учились! Что ж Вы так позоритесь?» Мне стало стыдно от таких слов, я не знал, что ответить. Стыдно от того, что обо мне было хорошее мнение, а я – такой раздолбай.

Стоит сказать, что на допуск к этому экзамену я сдавал «ракеты» Кириллу Александровичу Афанасьеву, который очень доходчиво дал понять, что самое важное – это понять и разобраться, а не заучить, и задавал нестандартные – по моему тогдашнему пониманию – вопросы. Ведь, когда тебе говорят «Загляни в бак и скажи, почему ракета лежит именно на этом боку», то нетрудно догадаться, что на такой вопрос в учебнике ответа не найти, надо логически думать. И самое важное и сложное для студента – это правильно понять вопрос и понять, что же от тебя хотят.

Как-то, помню, напропускал «пары» Веры Николаевны Гусевой. Ох, мне тогда влетело хорошо и поделом. Но надо было как-то выбираться из нелегкого положения, и я пообещал (пришлось даже расписаться в журнале за это), что больше не буду пропускать её пары. Конечно, она это приняла скептически, но я, сдержав слово, видимо, смог наладить с ней отношения, и по одному из её предметов – «Теории принятия решений» – даже первым смог получить зачт.

Помню, как часто заходил в Ученый совет нашего университета, к нашим кафедральным преподавателям Михаилу Никитичу Охочинскому, Сергею Алексеевичу Чирикову и Кириллу Александровичу Афанасьеву. Со всякими вопросами по учебе, когда не мог с чем-то разобраться, но еще чаще, мне кажется, заходил, чтобы просто пообщаться, потому что узнавал много нового, сам мог поделиться чем-нибудь и узнать их авторитетное для меня мнение по тому или иному вопросу. Самым ярким впечатлением стала моя сдача им «курсовика», самого последнего, который я затянул до предела и чертил, не смыкая глаз. Но это было не зря, так как то, что я от них узнал (кстати, именно в процессе сдачи этого проекта), очень помогло мне написать диплом.

Я описал, конечно же, далеко не всё, что мне запомнилось, такого было очень и очень много, и со всеми преподавателями кафедры, но если освещать все это, надо писать целую книгу!

Могу сказать, что я благодарен всем без исключения преподавателям кафедры за знания, опыт и, безусловно, за терпение.

Ну, а в данный момент я – инженер летно-испытательного отдела РКК «Энергия» им. С.П. Королева…»

Школа главных конструкторов.
СПб: Аграф+, 2016. С. 201 ‒ 202.»

Добавим, что доцент кафедры «Ракетостроение» Вера Николаевна Гусева, узнав о пополнении отряда космонавтов очередным выпускником Военмеха, сказала: «Молодец, Кивирян, я всегда в него верила!»

arutyun kiviryan graduate of voenmeh 1

х
1 этаж ГлКорп
2 этаж ГлКорп
3 этаж ГлКорп
4 этаж ГлКорп
1 этаж УЛК
2 этаж УЛК
3 этаж УЛК
4 этаж УЛК
5 этаж УЛК